www.drcobez.narod.ru
главная о проекте новости лекции статьи контакт
 
 
 

Медицинские лекции и доклады - электронные презентации в формате PowerPoint

Медицинские лекции и доклады

Информационные технологии и организация научной деятельности

Новые учебные материалы и публикации

 
 
главная о нас контакт
 

Т.В.Кобец, Ю.Ю.Василенко, В.Р. Гавриков

Применение телемедицинских технологий на этапе санаторно-курортного лечения

 

Введение

Сегодня, в тяжелый период кардинального переустройства общества, в Украине сложилась ситуация социальной неустроенности и материальной необеспеченности значительной части населения, что привело к явно выраженному кризису детства. Этот кризис губительно сказывается на больных детях, число которых, неуклонно растет. Недостаточное финансирование здравоохранения в Крыму, как и в Украине в целом, привело к тому, что не все больные, нуждающиеся в высококвалифицированной помощи, своевременно направляются в научные медицинские центры областного или республиканского уровней. А это ведет к несвоевременной диагностике, проведению неадекватной терапии, способствует росту хронических заболеваний среди детей и числа инвалидов детства. Улучшение сложившейся ситуации мы видим во внедрении телемедицинских технологий в Республике Крым.

Телемедицина - это фактор, способный изменить в лучшую сторону систему лечебно-профилактической помощи населению, управление системой здравоохранения, повысить ее эффективность при чрезвычайных ситуациях. А также ускорить развитие науки, внедрение новых медицинских технологий, подготовку кадров и повышение их квалификации. Именно поэтому, применение телемедицинских технологий так важно для здравоохранения Украины.

 

Задачи телемедицины

Первоначальными задачами телемедицины в настоящее время являются:

  • консультации сложных больных на различных этапах оказания помощи;
  • экстренные консультации больных, находящихся в критическом состоянии;
  • консультации в процессе оказания помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях;
  • догоспитальное консультирование больных для уточнения предварительного диагноза, метода лечения и уточнения места и сроков предстоящего лечения;
  • телехирургия;
  • дистанционное обучение и повышение квалификации;
  • проведение оперативных совещаний для принятия организованных решений.

Телемедицина позволяет решить массу прежде абсолютно неразрешимых проблем, но самое главное - она позволяет приблизить к жителям отдельных и труднодоступных регионов помощь специалистов высочайшего класса. Сегодня необходимость развития телемедицины признана всеми ведущими странами мира. Так, по оценке журнала "Business WEEK" (№ 8, 1995), повсеместное распространение телемедицины в США позволит на 36 млрд. долл. снизить величину затрат на здравоохранение, что составит около 3% всех затрат на этот сектор экономики. В частности, ожидается, что телемедицина позволит сократить на 22% расходы, связанные с выездными консультациями специалистов. Следует заметить, что крупные лечебные учреждения в США (например, Массачусетский госпиталь, клиника Мейо в Рочестере, институт глазных болезней Вилмера в Балтиморе и др.) имеют свои программы по телемедицине.

Оказание телемедицинской помощи характеризуется преимущественно двумя признаками: состав передаваемой информации (электронная история болезни, видеоизображения УЗ-картины, рентгеновских снимков, микроскопических мазков и т.п.); способ передачи информации (коммутируемые телефонные каналы, ISDN, спутниковая связь и т.п.). В настоящее время под собственно телемедициной понимается проведение телеконсультаций или консультаций на расстоянии, например, когда пациент находится в одном городе/поселке (а иногда даже стране), а врач-консультант в другом.

Для проведения телеконсультаций используются самые разнообразные технологии, наиболее распространенные из них (пока преимущественно за рубежом) - это сеансы видеоконференцсвязи через Internet по "electronic highways", т.е. когда идет непосредственное общение врач-врач или врач-пациент в режиме on-line (реального времени). В России и Украине для телеконсультаций преимущественно используется электронная почта, реже видеоконференцсвязь.

 

Система организации отсроченных телеконсультаций

Целью нашей работы явилась оптимизация санаторно-курортного лечения в санатории "Смарагдовый", путем внедрения системы отсроченных телеконсультаций. Для решения поставленной задачи нами была разработана система организации отсроченных телеконсультаций TeleMed+ 1.0. Данная информационная система представляет собой программный продукт состоящий из двух отдельных программных модулей - TeleMed Console (устанавливаемый в санатории) и TeleMed Consultant (установленный в консультационном центре).

 

Рис.1 Интерфейс программного продукта

 

В программном модуле TeleMed Console реализованы функция сбора и первичной обработки информации о пациенте (электронная история болезни) в интересах лечащего врача санатория и врача-консультанта. Применение данного продукта, построенного на базе системы управления базами данных (СУБД), позволило резко улучшить целый ряд показателей качества базы данных пациентов, таких как достоверность, актуальность, внутренняя непротиворечивость, полнота, удобство использования, быстрота поиска и доступа к информации. В случае необходимости сведения об отдельном пациенте из базы данных, (или база данных полностью) могут быть переданы через Интернет в консультационный центр, для углубленного анализа и консультаций специалистов в Республиканской детской больницы в г. Симферополе.

Для обмена, анализа и обработки информации из санатория используется программный продукт TeleMed Consultant. Врачи-специалисты консультационного центра имеют возможность просматривать данные пациента и составив заключение оперативно отправлять его обратно в санаторий. Пилотный проект предусматривающий апробацию, и практическое использование телемедицинских технологий с созданием эксперементального участка телемедицинской информационной сети был успешно осуществлен осенью 2003 г. на базе санатория "Смарагдовый".

 

Рис.2 Упрощенная схема обмена информацией

 

Выводы

Внедрение новых технологий в санатории "Смарагдовый" позволило своевременно выявлять детей в состоянии "предболезни", когда клинических проявлений заболевания нет, но отклонения в состоянии здоровья имеются, а соответственно и адекватно распределить лечебную нагрузку, что позволило резко снизить случаи срыва адаптационно-компенсаторных реакций, что клинически реализовалось в развитии ОРЗ. Использование консультаций специалистов через интернет позволило снизить затраты на транспортировку больных, в случае необходимости, или вызова специалиста в санаторий.

Практической медицине необходимы новые технологии, позволяющие повысить эффективность проводимой терапии. Проблема, однако, заключается в том, что внедрение новых технологий в здравоохранение требует дополнительных затрат на первых этапах работы и решить эту проблему без дополнительных источников финансирования чрезвычайно трудно. Однако требования к подобным системам продиктованы здравым смыслом и их внедрение позволит снизить величину затрат на здравоохранение в ближайшем будущем.

 

Литература

  1. Бабко А.А. и соавт. Описание АС "Стационар", РМИАЦ РТ 2002. http://rmiac.telebit.ru/stacio.htm.
  2. Н.Стэггерс, Ч.Бэгли Томпсон, Р.Снайдер-Халперн, История и тенденции развития медицинских информационных систем в США.
  3. Макдональд К. Дж., Барнетт Г. О., Автоматизированные системы ведения истории болезни, Addison-Wesley Publishing. 1991.
  4. Эванс Р. С., Система HELP, MD Computing. Springer-Verlag, New York, Inc. 1991.
  5. Вейдерхольд Дж., Перро Л. Е., Информационные системы больницы, Addison-Wesley Publ. 1990.
  6. Материалы конференций Ассоциации пользователей беспроводных сетей передачи данных.
  7. "PC WEEK" N15, с. 16.
  8. "Connect!" N7-8, с. 80, 86 .
  9. "КомпьютерПресс" N1, с. 28.
  10. Материалы компании "Comptek" - http://www.comptek.ru/
  11. Journal of Nursing Scholarship, - 2001; 33:1, стр. 75-81.
 
   
 назад
   
 
Copyright © 1997-2016 Tatyana Kobets. All Rights Reserved.
Воспроизведение без ссылки на автора и сайт запрещено.
Designed by GVR ©